Пранаяма – одна из важнейших компонентов йоги.
Если переводить дословно, то пранаяма – это контроль над энергией
(«прана» – энергия, «яма» – контроль). А если не дословно, то эта часть
йоги трактуется как искусство дыхания, позволяющее управлять жизненной
энергией.
Пранаяма включает в себя всевозможные дыхательные упражнения. Это
измененные под контролем сознания вдохи и выдохи, задержки дыхания и…
собственно говоря, все. Просто комбинируются разные варианты, но какой
эффект!
Грамотно производимые дыхательные упражнения уничтожают много
физических препятствий, стоящих на пути изучения йоги: слабость тела,
лень, скуку. Они значительно помогают приобретению контроля над
эмоциями и органами чувств. Всякий человек, который начнет практиковать
пранаяму, приобретает удивительную власть над своим умом и телом.
Например, страдающий от бессонницы уже через несколько дней после
начала дыхательных упражнений получит заметные результаты. Главное –
научиться правильному выполнению упражнений.
Все это – только поверхностный слой в терапевтическом эффекте
«искусства дыхания». На самом деле практике пранаямы приписываются
гораздо большие «полномочия».
А как было раньше?
Если
заглянуть в глубь истории, то обнаружится, что к дыхательным
упражнениям подпускали не всех и не сразу. В древнейшем
основополагающем каноне «Йога Сутры» Патанджали говорится: «Яма, Нияма,
Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана, Самадхи – есть ступени
йоги»…
Видите? Пранаяма – это четвертая ступень. Значит, ученики сначала
проходили яму и нияму (этические нормы и ограничения), затем осваивали
асаны, и лишь после этого могли приступать к дыхательным упражнениям.
Да и то под чутким руководством своего гуру. Видимо, для того, чтобы
все делать правильно.
Раньше, конечно, было по-другому – йога жила только в горах, воздух был
чище, и мегаполисов не было, и время текло медленнее. А сейчас к
пранаяме может приобщиться каждый – информации-то полно вокруг. Но
лучше – с инструктором.
Как делать пранаяму?
Несмотря на то, что раньше йога передавалась из уст в уста, наши предки оставили нам несколько практических указаний.
Современные йоги уже все обработали, отшлифовали, испытали на себе и
получили результаты. Но мы будем опираться на древние источники.
В пранаяме различают:
речака – выдох (буквально – «опустошение»);
пурака – вдох (буквально – «наполнение»);
кумбхака – задержка (буквально – «подобие горшку»).
Для начала практикующим рекомендуется научиться делать медленные
речаки и пураки. Это первый этап. Затем можно научиться делать так, как
сказано в одном древнем трактате: «Выполняйте Речаку и Пураку быстро,
подобно движениям кузнечных мехов. Это Капалабхати, разрушающая болезни
флегмы».
А как вам это упражнение?
«Поместив язык между губами и втягивая воздух через рот с шипением,
выполнить Пураку, а затем только через две ноздри Речаку. Выполнение ее
дает красоту богов».
Вот еще одна инструкция:
«Дыши попеременно правой и левой ноздрей, задерживая воздух на вдохе как можно дольше.
Вдыхай медленно и спокойно.
Делай Кумбхаки по 20 раз подряд».
Примерно так и выполняется пранаяма. Чередуются различные по
длительности вдохи, выдохи и задержки. Причем их нужно делать регулярно
и старательно. И правильно. Некоторые авторы пугают, что некорректное
выполнение дыхательных упражнений опасно. Так что попробовать дышать по
этим инструкциям можно, однако регулярно практиковать самостоятельно не
стоит.
В чем же секрет?
А теперь вернемся к тому определению, которое мы дали пранаяме в самом начале.
То,
что это – искусство дыхания, мы убедились. Но где же управление
жизненной энергией? А вот теперь можно расширить определение и
добавить, что, помимо речак, пурак и кумбхак, пранаяма вовлекает в этот
процесс и мышление. Когда йоги вдыхают, они представляют, что вместе с
воздухом их легкие наполняются праной, которая находится вокруг нас.
Затем эта прана перераспределяется по телу. Как раз эта работа и
выводит йога на новый уровень сознания – он начинает иначе воспринимать
окружающий мир. Умение контролировать дыхание и мышление позволяет ему
управлять как энергиями внутри тела, так и энергиями снаружи.
Скептики могут заметить: причем тут дыхание – набирать прану можно и
без кумбхак, речак и пурак. И частично окажутся правы. Однако не стоит
забывать, что наш ум чрезвычайно болтлив. И только контролируя и
задерживая дыхание, можно достичь максимальной концентрации, значит, и
максимального наполнения праной. А вслед за этим можно приступать и к
следующим этапам в йоге – пратьяхаре, дхаране, дхиане и самадхи. Если
есть желание, конечно.
Когда дыхание движется, тогда и ум беспокоен. Сдерживая дыхание, йогин достигает устойчивости ума. (Хатха Йога Прадипика)
Заниматься или не заниматься?
Это, конечно же, дело ваше. Однако кое-что о процессе дыхания вспомнить нужно. Во-первых, без дыхания мы жить не умеем.
Во-вторых, наши легкие занимают немалый объем в теле. Значит, именно
такой размер нужен организму. Однако полностью он не задействован. Как
правило, население дышит средней частью легких, и воздух практически не
проникает в нижние и верхние отделы. Не успевает. Когда вдох медленный,
к тому же с представлением того, что заполняется каждая альвеола, то
происходит полная вентиляция легких. А это значит, что наши труженики –
кровеносные сосуды успевают полностью выполнить свою работу по
газообмену.
Отсюда и ясность ума, и профилактика заболеваний. А
если еще и в лесу это делать! Кумбхаки (задержки дыхания) тренируют
мускулатуру, а если тренируют, значит, развивают. Капалабхати
(форсированные вдохи и выдохи) также тренируют мышцы, происходит
ускоренная вентиляция легких. Этот метод эффективно применяется при
лечении насморка и головной боли.
Так что решайте сами, нужно вам это или нет. Есть несколько специальных
чудодейственных методик, основанных на различных дыхательных
упражнениях. Многие их испытали и излечились. Но не нужно ждать, пока
понадобится эта методика. Лучше делать профилактику: по возможности,
обучайтесь медленно вдыхать и выдыхать, стараясь заполнить весь объем
легких (для начала не более 10 раз!). Можно даже представить ту самую
прану, наполняющую ваше тело. А если дело пойдет – продвигаться дальше
по пути освоения пранаям.