Говорят, что два человека никогда не смогут напиться из одного и того же
источника; для каждого из них вода будет иметь свой вкус. Так и с йогой - она
одна, хотя для нее и существует много разных названий.
Такие средства йоги" как асаны, позволяют нам почувствовать, что есть
нечто, улучшающее физическую форму. Медитация дает нам возможность наблюдать
процесс мышления и понять, что если мы способны сидеть и наблюдать, как
возникают мысли, значит, мы представляем собой нечто большее, чем ум.
Итак, ежедневное выполнение асан должно:
· Направлять ваше внимание к духовной цели.
· Очищать нади (тонкие нервные каналы) и усиливать поток праны.
· Поддерживать, стимулировать и регулировать состояние эндокринной системы.
· Способствовать постепенному увеличению силы, гибкости и радости.
На любом этапе занятий каждая новая последовательность поз должна
увеличивать его интенсивность до максимально возможной (для данного человека),
а затем уменьшать интенсивность, используя нейтрализующие и менее сложные
асаны. Мы движемся от общего к частному и обратно к общему, от менее трудного к
более трудному и опять к менее трудному.
Занятия йогой тесно связаны со здоровым и правильным питанием.
До занятий за 3 часа не рекомендуется принимать пищу. Желательно есть легкую, не жирную пищу. Предлагаем Вам знаменитые аюрведические препараты для оздоровления организма, которые подходят почти всем:
Чаванпраш (для укрепления иммунитета) - 1500 тг Трифала (очищение, снижение веса) - 800 тг Трифала чурна (очищение, снижение веса) - 1200 тг Ним (для кожи) - 800 тг Амла ( антиоксидант, для иммунитета, роста волос, содержит витамин С) - 800 тг.
Заказ на емейл ayur_veda сабака mail.ru или по тел +7 777 5168254
Индийская духовность, скрывающаяся под словом йога, несомненно
является наиболее известной в мире. Действительно, трудно представить
какую-либо метафизическую проблему или решение, к которым бы уже не
обращались мудрецы и пандиты Древней и Средневековой Индии.
Георг Фёрштайн
Монах, непрестанно произносящий вслух имена Бога, и за всю свою жизнь не выполнивший ни одной йоговской позы.
Студент Бомбейского института физкультуры, выполняющий позы, которые способен выполнить далеко не каждый гимнаст.
Странствующий аскет, всю свою жизнь воздерживающийся от секса и использующий сохраненную энергию на восхваления Бога.
Шиваит из секты капалика, участвующий в сексуальной оргии.
Тибетский монах, жаром своего тела высушивающий одну за другой мокрые простыни на лютом морозе.
Бродячий агхори, ищущий соединения с Богом путем медитации сидя на трупе.
Что общего между этими людьми? Всех их объединяет то, что они практикуют йогу. Так, что же такое йога? Кого можно назвать йогом?
Существует
много различных мнений о том, что такое йога, от самых примитивных до
очень сложных, но тоже в чем то ограниченных. Одни считают, что йоги –
это те, кто спят на гвоздях, с утра до вечера стоят на голове, и на
обед глотают шпаги запивая их серной и соляной кислотой. Другие
говорят, что йога – это система физического совершенствования,
подходящая только тем, кто живет на Востоке. Третьи утверждают, что
йога – это психофизиологический тренинг, а четвертые под йогой понимают
мистическое учение о связи человека с Космосом. Мне ближе следующее
определение йоги – это один из Путей человека к самому себе,
позволяющий ему жить в гармонии с Природой и вселенной, включающий в
себя как работу с физическим телом, так и работу с Духом и Душой.
Главный же критерий успешности йоги – происходящие изменения в лучшую
сторону, как на физическом плане, так и на духовном.
Слово йога
произошло от санскритского йодж, которое имеет множество (около
двадцати) переводов: единение, связь, гармония, союз, равновесие. Есть
множество толкований этих переводов, но в основном все сходятся в
понимании йоги, как единения человека с Природой и Вселенной, с Высшим
Разумом или Абсолютом (см. «Словарик»).
В настоящее время существует несколько основных направлений йоги
«Хатха-йога». Это «путь преобразующегося тела». Главная задача Хатха йоги, как уже отмечалось, обретение здоровья.
«Джнана–йога».
Это «путь знания», или «путь интеллекта». Перефразируя древнюю
китайскую пословицу можно следующим образом определить основную идею
Джнана-йоги: «Ты можешь достигнуть Бога тремя путями: путем опыта – это
самый горький путь; путем подражания – это самый легкий (но легкий путь
очень редко бывает истинным – С.С.); путем размышления -- это самый
благородный».
«Раджа- йога» –путь внутреннего самоконтроля и управления психикой.
«Карма
йога» – путь действия посвященного Богу. Обычно человек действует по
каким-либо мотивам: ради денег, славы, власти и т.п. По Карма-йоге
необходимо действовать ради самого действия, а не ради результата.
Действуя подобным образом человек следует своей Карме (см. «Словарик»)
и не вступает в противоречие с окружающим его миром.
«Бхакти-йога».
Это «путь почитания», или «путь веры». Считается, что все, что делает
бхакти-йог на самом деле делает не он, а бог через него. «Бхакти-йога –
это напряженная любовь к Богу. Когда человек проникается ею, любит все,
всегда чувствует себя довольным, ни к чему не питает ненависти. Эта
любовь не может сопровождаться мыслью о каких-либо земных выгодах. Есть
земные желания – нет любви такого рода» (Нарада).
«Мантра-йога»
– повторение различных звуков (мантр), вызывающих по мнению адептов
этого направления определенные вибрации, на которые из Космоса идет
энергетика. Последователи Мантра-йоги большинству из нас знакомы – это
кришнаиты, повторяющие мантры, славящие Кришну за день не одну тысячу
раз.
«Янтра-йога» – работа с символами, знаками (янтрами).
Считается, что существуют символы, являющиеся своеобразными
проводниками к различным энергиям и тонким мирам. Используя их, йог
может получить необходимую ему энергию или даже попасть в иные
измерения.
В рамках этих и некоторых других направлений только в
Индии на сегодняшний день существует тысячи различных школ йоги,
отличающиеся не только поставленными перед адептами целями, но и
методами их достижения. http://www.indostan.ru/blog/66_3068_0.html
У нас есть интересный опыт проведения йога зарядки для компаний, на свежем воздухе.<br>Это очень здорОво, полезно и весело. Дает заряд бодрости на весь день. тел для записи +7 7012108631
Йога с
целью начинающих отличается от иных тренировок тем, что сейчас на этом
месте учитель отнюдь не предложит вам сходу сесть на поперечный шпагат
или завернуться в сложную позу.
Основное заинтересованность
на занятиях с целью начинающих учитель уделяет время детальному
объяснению Вам того, как должно работать тело в асанах, на что сейчас нужно обратить особое внимание: каково должно быть дыхание, куда направлено внимание.
В йогической традиции можно выделить основные асаны, выучив которые, вы впоследствии сможет выполнять очень сложные асаны без усилий.
К таким асанам
можно отнести ардхо мукха шванасану (поза собаки мордой вниз),
уттанасану (поза полного вытяжения), пасчимоттанасану (поза вытяжения
задней поверхности тела), баддха конасану (поза бабочки), сарпасану
(поза змеи) а также отдельные другие. А также поэтому в группах йоги начинающих опытный инструктор сможет представить вам, а также важное – разъяснить нюансы выполнения асан.
Комплекс упражнений ха-тха йоги для начинающих подключает в себя совсем небольшое число асан,
направленных на проработку мышечного корсета всего вашего тела.
Обязательными упражнениями в этом месте будут наклоны вперед, какие
позволяют проработать заднюю поверхность тела; вытянутые прогибы
вспять, какие возвращают гибкость а также здоровье позвоночнику; особые
положения тела ради раскрытия тазобедренных а также плечевых суставов.
Особые дыхательные упражнения (пранаямы), какие выполняются совместно
вместе с определенными бандхами (замками) позволят вам избавиться от
многих недугов.
И так как йога – это далеко не только
физические упражнения, инак уже определенные дыхательные а также
созерцательные практики, так, прослушав курс йоги для начинающих, вы овладеете всеми необходимыми знаниями ради того, дабы постичь древнюю философию йоги, поддерживать остов здоровым, напротив разум – ясным.
Следовать диетическим принципам, которые сформулированы в
классических трактатах по хатха-йоге, - вот лучшее. Причем
особое внимание нужно обратить не на состав рациона - это важно, однако в
значительной степени определяется тем, в каких климатических условиях находится
практикующий, а также тем, какой выбор подсказывает ему интуиция его
собственного тела. Поэтому то, что ему есть, каждый пусть решает для себя сам.
Критическое значение имеет ПРОСТОТА ПРИГОТОВЛЕНИЯ пищи и то ее КОЛИЧЕСТВО,
которое йогин съедает за один раз.
"Наполняя желудок наполовину, должно йогину есть то,
что чисто, на вкус приятно, нет в чем горечи и также нет остроты. Такова
умеренность в еде.
Половину желудка наполняют пищей, четверть остается для
воды и еще одна - для воздуха и газов.
Трапеза же йогина всегда составлена тем, что
переваривается легко и быстро, не обжигает и подходит для построения тела.
Пусть избегает он всего, что долго стояло, будучи
приготовленным, того, что переваривается с трудом и в кишках загнивает, а также
того, что прямо с огня и горячо чрезмерно".("Гхеранда-Самхита"
5-21, 5-22, 5-29, 5-30)
"Пища молочная и сладкая, которая посвящена Шиве и
половину желудка оставляет свободной, - вот умеренность в еде.
Не следует йогину употреблять острое, чрезмерно соленое,
кислое, пряное и горячее, орехи и листья бетеля, рисовое масло и сезам,
горчицу, вино, мясо животных и рыб, творог, сливочное масло, черный перец,
асафетиду и чеснок.
Пищи остывшей, разогретой, пересоленной и прокисшей
следует избегать, ибо она суть нездоровая.
Не опасаясь может йогин взять пшеницу, рис, ячмень,
молоко, топленое масло из молока буйволицы, сладости, мед, сухой имбирь,
огурцы, овощи и хорошую чистую воду. Для практикующего йогу это благоприятно.
Ибо силу дает пища, приготовленная с топленым маслом и
молоком, и тело ублажает, его потребностям отвечая
вполне".("Хатха-Йога-Прадипика", 1-60, 1-61, 1-62, 1-64, 1-65)
Особое внимание йогины уделяют пережевыванию пищи. Все,
что бы мы ни ели, следует жевать до тех пор, пока во рту не образуется
однородная жидкая масса, и лишь после этого глотать.
И еще один совет: избегайте слепого следования
ультрасовременным концепциям здорового питания (безмолочная диета, раздельное
питание, клеточное питание и проч.), ибо они, в отличие от йогических, не
подтверждены практическим опытом нескольких десятков поколений самых мудрых из
людей. Естественность, простота и внимательное отношение к тому, что
подсказывает интуиция. Наше тело всегда знает, что ему необходимо. Нужно только
дать ему возможность довести это до нашего сведения.
Овладение приемами йоги для многих взрослых
оказывается задачей сложной, требующей терпения. Что уж говорить о
детях! С этой точки зрения идея детской йоги выглядит как дань моде, а
в ее эффективности так и хочется усомниться. И напрасно. Дети очень
восприимчивы ко всему новому. И при правильном подходе к обучению с
удовольствием осваивают асаны, дыхательные упражнения и прочие премудрости.
Существуют
разные точки зрения на то, с какого возраста следует приобщать малыша к
занятиям йогой. Некоторые сторонники учения утверждают, что это
возможно для самых маленьких в возрасте до 3-х лет. Их рассуждения
строятся на том, что новорожденный малыш воспринимает маму и весь
окружающий мир как часть себя, для него еще не существует рамок,
отделяющих его «Я» от окружающей действительности. А ведь это и есть
цель йоги – стать больше, чем маленькое «Я» и осознать, что внешний мир
является продолжением мира внутреннего. Кто же, как не ребенок, сможет
без усилий проникнуться этим ощущением единства, единения с природой?
С
другой стороны, ребенок до определенного возраста не может освоить
этические принципы, которые являются неотъемлемой частью практики.
Точка зрения, на которой сходится большинство специалистов: йогой можно
начинать заниматься с 5-6 лет.
Освоение принципов йоги для ребенка должно проходить в 3 этапа:
упражнения
выполняются только на физическом уровне, без контроля дыхания и
концентрации внимания. Ребенок следит за инструктором, который
объясняет технику выполнения, упражнения выполняются на свободном
дыхании;
к освоенной технике добавляется правильное дыхание;
ребенок
осваивает концентрацию внимания на определенной области тела, на
энергетических центрах. Детям постарше можно рассказать, что дает
каждая асана, на работу каких органов она влияет.
Не
стоит забывать, что даже для ребенка йога – не просто набор упражнений.
Йога несет в себе ярко выраженный воспитательный элемент. Он выражается
в принципе Ямы-Ниямы. «Яма» представляет собой комплекс этических
норм: правдивость, ненасилие, нежелание чужого. «Нияма» устанавливает
основы личного поведения: чистота, удовлетворённость, сдержанность.
Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости
и выносливости. Асаны делают мышцы сильными и более эластичными,
разрабатывают суставы, укрепляют внутренние органы и улучшают
самочувствие. Йога – первый друг в профилактике заболеваний
позвоночника, таких как сколиоз. Помимо этого, асаны помогают развить
силу воли, учат сосредоточению и равновесию. Йога дает выход природной
детской активности, поэтому особенно полезна для неуравновешенных,
неусидчивых и гиперактивных детей. Доказано, что школьники,
занимающиеся йогой, более дисциплинированы, лучше учатся и меньше устают. И легче, чем остальные ровесники, преодолевают трудности и напряжения подросткового возраста, прежде всего, эмоциональные.
Методика занятий адаптирована под детское восприятие и похожа на игру.
Асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится
заучивать длинные и сложные названия асан, вместо них используют имя
того животного или предмета, на который похожа поза: «кузнечик»,
«журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и
воображение ребенка. Чтобы представить, как на занятиях используется
детское воображение, как органично вплетается фантазия в практику
обучения, рассмотрим несколько асан (как они описаны в книге
А.И.Бокатова и С.А.Сергеева «Детская йога»).
«Дерево».
Вы дуб. Огромный, старый, мудрый. В ваших зеленых ветвях чирикают
воробьи, по ним прыгают белки. Ваши корни далеко проросли в глубь
земли, закрепившись в ней. Ваши руки - это ветви, они тянутся к небу и
солнцу. Вы ощущаете аромат чистого и свежего воздуха, ваши корни
соединяют вас с землей. Руки-ветви тянутся вверх. Постарайтесь
почувствовать, как вы растете.
«Аист».
Вы стоите на ярко-зеленой лужайке, лучи солнца падают на ваше лицо,
солнце словно зовет вас поиграть с ним. Вы поднимаете руки и отвечаете
ему: «Привет, Солнышко!». У вас белое оперенье и длинный красный клюв.
Вы наклоняетесь к траве и видите, как многообразна жизнь. Вокруг вас
бесчисленное множество цветов, ползают муравьи, разные жучки.
«Йога – мудра».
Сейчас вы не кто иной, как человек. Посмотрите на то, что так редко
замечаете: на луга, усеянные цветами, на леса, наполненные животными и
птицами, на реки с их бурными водами. Перед вами растет цветок.
Улыбнитесь ему, не трогая это нежное создание, спрячьте руки за спину,
наклонитесь к нему и почувствуйте его запах и красоту, разогнитесь и
почувствуйте себя цветком очень красивым, но только большим.
Ну,
как? Вам самим еще не захотелось заняться йогой? Если да, вы можете
учиться вместе с ребенком. Фитнес-клубы и школы йоги предлагают как
занятия отдельно для детей, так и групповые занятия, вместе с
родителями. Чем не вид семейного досуга, приятный и полезный во всех
отношениях!
Последний месяц я провела в Италии, где немного путешествовала и где
неделю назад прошла 10-дневный курс медитации Випассана. До этого я не
занималась медитацией, не изучала никаких техник (кроме вашей первой
части Системы). Я не знаю, знакомы ли вы с этой буддийской техникой. Ее
преподает Гоенко, который научился этой технике в Бирме, где она,
исходя из прослушанной мной информации, сохранилась в такой форме, в
которой ее учил Гаутама. За последние 30 лет центры медитации Випассаны
распространились в разные страны Востока и Запада (есть и в Москве),
несмотря на то, что поддерживаются они исключительно на пожертвованиях
и доступны абсолютно каждому. Есть и правила: никого не убивать (я
думаю, они больше имели в виду насекомых), никаких интоксирующих
веществ, абсолютно никакого общения с другими медитаторами, полная
оторваность от внешнего мира (ни книг, ни телефонов, ни ручки и
бумаги), предоставляемая ими простая вегетарианская пища и четкое
расписание (медитировали по 10 часов в день). Все эти правила созданы
для помощи медитаторам в нравственном поведении (например, не общаться,
чтобы не соврать или преувеличить как обычно).